Главная » Деятельность фонда » Статьи и заявления » Лекарственное обеспечение » ОФ "Амансаулык": Комментарии к экспертной оценке Постановлений Правительства за №№ 1729, 134, 2135, 2136 (лекарственное обеспечение)

ОФ "Амансаулык": Комментарии к экспертной оценке Постановлений Правительства за №№ 1729, 134, 2135, 2136 (лекарственное обеспечение)

ОФ "Амансаулык": Заключение по проведенной антикоррупционной экспертизе было подготовлено в рамках проекта «Независимый Антикоррупционный Совет Казахстана», реализуемого КФ «Фондом Евразия Центральной Азии»,  при финансовой поддержке Посольства Республики Финляндии.

Согласно Закону РК «О нормативных правовых актах» научной антикоррупционной экспертизе в обязательном порядке подлежат проекты  нормативных правовых постановлений Правительства Республики Казахстан.  Экспертиза, которая была проведена в рамках проекта, касалась уже действующих нормативных правовых актов.

Проведение такой экспертизы можно рассматривать как реализацию положений Государственной программы борьбы с коррупцией  и Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан, которые ориентируют на координацию деятельности  государственные органы и институты  гражданского общества в целях снижения уровня коррупции,  и внедрение в практику продуктивных механизмов  гражданского контроля  за деятельностью органов государственной власти и  принимаемых ими  решений.

Проведение антикоррупционной экспертизы ставит перед собой цель  выявить в нормативных правовых актах коррупционные факторы,  создающие условия для совершения коррупционных правонарушений в связи с принятием нормативного правового акта.

Экспертиза была проведена по четырем постановлениям Правительства Республики Казахстан:

- от 30 октября 2009 года № 1729 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа лекарственных средств, профилактических (иммунобиологических, диагностических, дезинфицирующих) препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, фармацевтических услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи»;

- от 11 февраля 2009 года № 134 «О некоторых вопросах по внедрению единой системы дистрибуции лекарственных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи»;

- от 15 декабря 2009 года № 2135 «Об утверждении Правил обеспечения лекарственными средствами граждан»;

- от 15 декабря 2009 года № 2136 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи».

В ходе проведенного анализа подавляющее число норм корупциогенного характера было выявлено по постановлению Правительства РК № 1729. Такие нормы содержат коррупционные факторы четырех групп: связанные с реализацией  дискреционных полномочий; коррупционные факторы, связанные с правовыми пробелами; коррупционные факторы системного характера; другие коррупционные проявления.

Наибольшее число норм коррупционного характера связано с реализацией дискреционных полномочий, выражающихся в завышении завышение квалификационных требований к потенциальному поставщику, а также в определении компетенции по формуле «вправе».

Коррупционные факторы, связанные с правовыми пробелами проявились в дефектах конкурсных и административных процедур, когда организатору тендера предоставляется возможность немотивированно изменять ход проведения конкурсной процедуры, что не исключает вероятности субъективного подхода; недостаточности режима гласности проведения закупок; отсутствии в Правилах положения, закрепляющего контроль за процедурой организации и проведения закупа.

Коррупционные факторы системного характера связаны с ложными целями и приоритетами. При проведении закупа способом тендера с использованием двухэтапных процедур на втором этапе осуществляются мероприятия по определению наименьшей цены.

Сформулированная  таким образом норма позволяет отдавать предпочтение тем участникам, которые предоставляют товар по более низкой цене, но ориентирование при закупке лекарственных средств на наименьшую цену, безусловно, важный момент с финансово-экономической точки зрения. Но цена не может и не должна являться единственным необходимым и достаточным фактором для выбора поставщика, поскольку речь идет о жизни и здоровье человека.

Коррупционные факторы системного характера присутствую в нормах, когда отдельные положения Правил противоречат нормам Гражданского кодекса РК (закуп в особом порядке).

В качестве потенциальных поставщиков называются иностранные и международные некоммерческие организации. С одной стороны, это противоречит п. 1) ст.2 ГК РК, поскольку гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. А установление преимуществ  для какой-либо группы поставщиков через исключение отечественных поставщиков нарушает баланс прав и обязанностей участников. С другой стороны, эта норма также противоречит § 3 гл.25 ГК РК, согласно которой поставщиком могут быть только предприниматели .е. коммерческие юридические лица). Хотя ст.33 Закона РК «О некоммерческих организациях» и предусмотрена возможность занятия некоммерческой организацией предпринимательской деятельностью, поскольку это  соответствует ее уставным целям, тем не менее,  согласно ст.4 Закона РК «О нормативных правовых актах», уровень кодексов РК в иерархии нормативных правовых актов выше, чем законов.

В постановлении Правительства РК «Об утверждении Правил обеспечения лекарственными средствами граждан» от 15 декабря 2009 г. присутствует коррупционный фактор, связанный с правовыми пробелами — отсутствие или ненадлежащее регулирование административных процедур. Называя критерии потребности в лекарственных средствах, определяемые медицинскими организациями, не раскрывается и не уточняется, кто может принять соответствующее решение: руководитель самостоятельно или это должно быть коллегиальным решением. Предлагаемая нами в Заключении редакцию соответствующего пункта  позволит исключить единоначалие в принятии  решения и, как следствие, возможность коррумпированности данного лица.

В ходе анализа постановления Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года № 2136 «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» на предмет выявления норм, содержащих коррупциогенные факторы,  таких норм не обнаружено.

 

 


Уважаемые посетители!

В связи с техническими особенностями сайта Ваши комментарии иногда могут запаздывать с публикацией. Благодарим за понимание!

Для нас ценно Ваше мнение!

Деятельность фонда


вопросы и пожелания

подписка на новости