Главная » Деятельность фонда » Статьи и заявления » Психическое здоровье » К созданию малокомплектых домов для психически больных призывают правозащитники государство и НПО

К созданию малокомплектых домов для психически больных призывают правозащитники государство и НПО

фото с сайта wantchinatimes.com

Специалисты в области психического здоровья озвучили свое видение развития медико-соцальных услуг в психиатрической службе. На фоне отсутствия в Казахстане комплексной национальной политики по охране психического здоровья, ряды ментальных больных пополняются. Тем временем от этого государство теряет порядка до 7—8% от ВВП. 

Эксперты уверены, акцент только на медицинской помощи без развития специальных соцуслуг, не поможет людям с нарушениями психического здоровья снова влиться в общество. А число таких пациентов не уменьшается, на 1 января 2012 г в Казахстане их было зарегестрировано 83 129.

Свое видение развития психиатрической помощи в РК специалисты в области психического здоровья представили в рекомендациях к прошедшему в начале апреля этого года Круглому столу по перспективам развития медико-социальных услуг в РК.

Краткое содержание:

- общее видение
- анализ текущей ситуации, проблемы
- рекомендации

1. Общее видение

Подсчитываем расходы
Общество несет значительные социально-экономические потери из-за снижения или полной утраты трудоспособности, ущерба от несчастных случаев, противоправных действий, совершаемых людьми, страдающими психическими расстройствами, высокой стоимостью государственных расходов на их лечение в психиатрических стационарах и содержание в  медико-социальных учреждениях, а также расходов на образование в связи с необходимыми специальными учебными потребностями. По предварительным расчетам косвенные и прямые расходы  могут достигать до 7 – 8 % от ВВП государства.

Психические болезни занимают 4-е место в структуре инвалидности
По данным Всемирной организации здравоохранения психические расстройства занимают четвертое место в структуре инвалидности, уступая лишь сердечно-сосудистым заболеваниям, злокачественным новообразованиям и травмам. 

Почти 95% психически больных нетрудоспособны
Особенностью психических заболеваний является то, что они зачастую приводят к глубокой социальной и психологической дезадаптации, приводящей к потере трудоспособности.

По своей продолжительности инвалидность вследствие психических расстройств занимает первое место среди всех заболеваний. Почти 95% больных, признанных нетрудоспособными, остаются на пенсионном обеспечении пожизненно, при этом,  большинство лиц, страдающих психическими заболеваниями, находятся в молодом и среднем возрасте (25% в возрасте до 29 лет, 70% — до 40 лет).

Одна медицинская помощь проблему не решит
Акцент только на лечебной (медицинской помощи) не может удовлетворять имеющиеся потребности лиц с психическими расстройствами, т.к. без развития специальных социальных услуг не может быть успешной  ресоциализации лиц  с психическими расстройствами.

Все вышеизложенное определяет актуальность развития альтернативных современных специальных социальных услуг,  основной целью которых является обеспечение прав лиц, страдающих психическими расстройствами, преодоление трудной жизненной ситуации и интеграции в социум.

2. Анализ текущей ситуации, проблемы

Медико-социальные услуги в РК сводятся к помещению пациента в стационар
По данным статистической отчетности на 01.01.2012г. число больных, признанных инвалидами по психическому заболеванию, насчитывается  83 129 человек.

Имеющиеся медико-социальные услуги в Республики Казахстан не системны и фактически сводятся к стационарному лечению и содержанию в медико-социальных учреждениях стационарного типа для психохроников.

Так, обеспеченность койками на 100 тыс. населения в Казахстане сравнима только с Российской Федерацией и в 2011 году составила 125, тогда как в Италии данный показатель равен 46, Великобритании 58, США 77.

Прибалтика и Европа взяли противоположный Казахстану курс по социализации психически больных
В других странах преимущество отдается социальным альтернативным службам: домам дневного пребывания, общежития для лиц, утративших социальные связи, домам «поддержки» и др.

Как обстоят дела в Литве?
При правительстве Литовской Республики с 2000г. создана государственная комиссия по психическому здоровью (ГКПЗ). ГКПЗ образуется из представителей Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты и  труда, Министерства образования и науки, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Ассоциаций самоуправлений Литвы,  предложенных министерством здравоохранения общественных организаций, а также наиболее многочисленных традиционных религиозных общин; ее состав и  порядок образования регламентируется положением об этой комиссии.

Одной из функций ГКПЗ является ежегодное подготовление и представление Сейму и Правительству доклада о состоянии психического здоровья населения и о претворении в жизнь политики в этой области.

В РК нет комплексной политики по охране психического здоровья, но есть стигма
На сегодня в Казахстане  отсутствует комплексная национальная политика по охране психического здоровья, не развита система первичной профилактики психических и поведенческих расстройств, существует формальное взаимодействие между всеми заинтересованными службами, ведомствами и обществом. Диагноз психического расстройства продолжает оставаться ярлыком, препятствующим реализации прав граждан, что приводит к дискриминации и стигматизации пациентов.

Не хватает кадров и знаний
Отсутствует достаточное количество квалифицированных кадров, от которых требуется выполнение новых функций и обязанностей, что в свою очередь, требует формирования новых ценностей, отношений, знаний и навыков. Организация работы специалистов службы психического здоровья (врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов, медицинских сестер, социальных работников),  а также специалистов образования  и других ведомственных структур не отвечают современным требованиям.

Эксперты указывает на отсутствие доступной психиатрической помощи по месту жительства
При достаточно развитой стационарной медицинской помощи больным с психическими и поведенческими структурами, практически отсутствует доступная психиатрическая и медико-социальная помощь по месту жительства:

1. Реабилитационные Центры в составе ПМСП;

2. «Жилье под защитой» с социальной поддержкой пациентов, утративших социальные связи;

3. Стационары на дому;

5. Мультидисциплинарные бригадные формы обслуживания.

3. Рекомендации

1. Сделать вопросы охраны психического здоровья граждан приоритетной  и неотъемлемой частью социальной политики государства и общественного здравоохранения.

2. Разработать пошаговую методологию межведомственного взаимодействия систем труда и социальной защиты, здравоохранения, образования и других ведомств  в части первичной профилактики психических расстройств и оказания медико-социальной помощи лицам с психическими расстройствами.

3. Признать основным ориентиром организации службы психического здоровья конечный результат (адаптация, интеграции в социум и  повышение качества жизни лиц с психическими расстройствами, их  психо-социальная и профессионально-трудовая реабилитация).

4.Перенос акцента на услуги, создающие альтернативу  интернатным учреждениям, с предоставлением возможности получения психолого-педагогической, медико-социальной и образовательной помощи вблизи от места проживания лица с психическим и поведенческим расстройством.

5. Принять меры по привлечению молодых специалистов для работы с лицами, страдающими психическими расстройствами;

6. Обеспечить систематическое информирование населения для изменения восприятия обществом проблем лиц с ограниченными возможностями, выработке  культуры участия и толерантности к лицам с психическими и поведенческими расстройствами.

7. Создать условия для объединения организаций различных секторов, работающих в данном направлении с последующей организацией Казахстанского Форума по защите прав лиц с ограниченными возможностями;

8. Привлечение НПО  посредством государственного заказа к оказанию новых  инновационных услуг в сфере психического здоровья, с осуществлением постоянного мониторинга результатов проделанной работы.

9. Государственный социальный заказ для НПО, оказывающих услуги населению в сфере психического здоровья,  размещать  не менее чем на три года, во избежание перерывов в реабилитации из-за недофинансирования или ежегодных обязательных финансовых процедур.

11. Реализовать пилотные проекты, по оказанию новых социальных услуг:

 а) «защищенного жилья» и малокомплектных домов интернатного типа;

б) центры дневной занятости, психо-социальной, социально-трудовой и профессионально-трудовой реабилитации лиц с психическими расстройствами;

в) центры дневного пребывания;

в) клубный дом, совет потребителей услуг психиатрической помощи   при Центре психического здоровья;

 г) организовать обучение  социальных работников, специалистов по дневной занятости (окупейшенал терапевтов) готовых к выполнению новых функций и обязанностей с формированием новых ценностей, отношений, знаний и навыков.

Результаты пилотных проектов должны лечь в основу разработки предложений Правительству по развитию в Казахстане системы медико-социальных услуг.


 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

- О необходимости реформы казахстанской службы по уходу за ментальными больными заявили представители общественности

- Как живут люди с нарушением психического здоровья в Литве? — фрагменты и фото нашей ознакомительной поездки


Уважаемые посетители!

В связи с техническими особенностями сайта Ваши комментарии иногда могут запаздывать с публикацией. Благодарим за понимание!

Для нас ценно Ваше мнение!

Деятельность фонда


вопросы и пожелания

подписка на новости