Главная » Деятельность фонда » Статьи и заявления » Здравоохранение » Выступление президента ОФ "Аман-саулык" Б.Туменовой на заседании Сената Парламента РК 6 апреля 2018 года

Выступление президента ОФ "Аман-саулык" Б.Туменовой на заседании Сената Парламента РК 6 апреля 2018 года

ТУМЕНОВА Бахыт Ниязбековна

Президент ОФ «Аман-саулык»

«РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ В СЕНАТЕ ПАРЛАМЕНТА РК

(Астана, 6 апреля 2018г.)

Система оказания медицинских услуг переживает не самый лёгкий период в своей деятельности. Через череду реформ, иногда непоследовательных, иногда незаконченных, отечественное здравоохранение постепенно пришло к в целом верному пониманию своего предназначения. А именно того, что оно должно быть пациентоориентированным, где главную роль должна будет играть профилактика, ранняя диагностика и управление хроническими заболеваниями.

Несомненно, в эти непростые первые четверть века нашей независимости, несмотря на трудности, есть и успехи, о которых было сказано в докладе и которые выразились в улучшении материнской и младенческой смертности, увеличении продолжительности жизни и др. И это удалось достичь, несмотря на низкую заработную плату медицинских работников всех уровней, низких тарифов и прочих проблем самой системы медицинских услуг.

Отрицательным последствием вышеперечисленных, порой непоследовательных и поэтому неудачных реформ, которые в последние годы дополнительно отяготили коррупционные скандалы в вопросах лекарственного обеспечения, поборы в медицинских учреждениях и пр., стало снижение доверия граждан к людям в белых халатах.

Но если бы непонимание ограничивалось бы только социальными сетями. Иногда непонимание и нежелание понимать здравый смысл перемен бывает и со стороны других министерств, в частности непонимание идет в отношении необходимости введения заместительной метадоновой терапии для наркозависимых со стороны силовых структур. Но возражение со стороны этих ведомств идет не только по поводу заместительной терапии для наркоманов, но и подвергается сомнению целесообразность объединения психиатрической и наркологической служб в одну. Однако МЗ РК является главным государственным профессиональным экспертным ведомством и вынесение решений по подобным вопросам является его прерогативой.

Кризис доверия со стороны общества усугубляется и имеющим место патерналистическим отношением граждан к медицинский службе на фоне низкой ответственности за свое здоровье. И хотя более 80% заболеваний вызвано неинфекционными факторами, в народе мало кто видит связь между избыточным весом, вызванном неправильным питанием, и сахарным диабетом, и онкологией. Не обращают внимание на связь между курением и легочными заболеваниями, причинно-следственную связь между наркоманией и ВИЧ-инфекцией. Легче обвинить врачей в собственном нездоровье, чем пройти тот же скрининг. Ведь недаром древнекитайская пословица о здоровье гласит: «К врачу надо обращаться не за 3 часа до смерти, а за 3 года до начала болезни.»

Что делать? Как ответ на эту ситуацию, звучит один из пунктов послания Президента – «Нужно усилить управление общественным здоровьем, пропагандируя здоровый образ жизни». И именно в пропаганде здорового образа жизни, в повышении информированности граждан, в том числе и о тех преобразованиях, которые сейчас происходят в системе здравоохранения, можно и нужно использовать потенциал неправительственных организаций, не отвлекая и не взваливая эту работу на медицинских работников, которые должны заниматься своими прямыми обязанностями, а не тратить время и силы на разъяснительную работу. И это как раз и соответствует политике государства по передаче части функций государства к саморегулируемым организациям и в конкурентную среду.

Деятельности неправительственных, а точнее некоммерческих организаций государством уделяется внимание. Выделяется финансирование, объявляется конкурсы, работают Общественные советы, Консультативно-диалоговые площадки. Есть среди них и так называемые медицинские НПО, которые работают по вопросам охраны здоровья граждан. Чаще всего они представляют собой сообщества пациентов, страдающих теми или иными заболеваниями. Они, как правило, поддерживаются иностранным финансированием, частными лицами или фармацевтическими компаниями и фактически очень мало работают по госсоцзаказу, государственному гранту или при поддержке отечественного бизнеса.

Например, с 1995 г. работает Диабетическая Ассоциация РК, а с 1996 г. — Казахстанская Ассоциация репродуктивного и сексуального здоровья (КМПА). Обе эти организации много работают по актуальным проблемам общественного здравоохранения, проводят большую информационно-разъяснительную работу не только с пациентами, но и с самими врачами по повышению их знаний. Т.е. на протяжении более 20 лет они работают по общественно значимым проблемам, обозначенных в Послании: «Особое внимание следует уделить охране и укреплению репродуктивного здоровья молодежи.» и «переходить к управлению основными хроническими заболеваниями. Но эти 2 НПО в течение более 20 лет работают в основном на негосударственные деньги. А почему не в рамках государственного социального заказа или гранта? Сегодня 15% граждан РК детородного возраста страдает от бесплодия.

Государство ежегодно выделяет по 900 квот на процедуры ЭКО. Одна попытка ЭКО обходится минимум в 700 000 тенге. Однако эти квоты не покрывают реальной потребности. А КМПА, своей превентивной работой предупреждает аборты среди молодежи, которые являются одной из причин бесплодия, и таким образом экономит национальный бюджет и сохраняет здоровье будущих поколений.

Мы регулярно получаем информацию от Министерства по делам гражданского общества по проводимым им конкурсам по государственным грантам, за что им большое спасибо. В марте текущего года мы получили очередную информацию и обратили внимание на то, что из 87 лотов только 2 посвящены вопросам здоровья. Не готова оспаривать, какие темы важнее, но мне непонятно, как можно повлиять на воспитание патриотических чувств через реализацию такого гранта как: «Проведение серии выездных экскурсий для молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации по историко-культурным достопримечательностям Казахстана в целях формирования патриотических чувств»? Может лучше заняться тем, чтобы минимизировать количество таких трудных ситуации для молодежи, которые вызваны отсутствием профессии, рабочего места, жилья в виде молодежного общежития и т.д., чем делать экскурсию по стране на деньги налогоплательщиков? А может средства, выделенные на подобные гранты, лучше выделить для той же Диабетической ассоциации или Казахстанской ассоциации сексуального и репродуктивного здоровья, которые как раз и занимаются превенцией возникновения трудных жизненных ситуаций, связанных со здоровьем?

Финансовые средства для деятельности НПО важны и нужны. Но иногда можно использовать и другие ресурсы. Например. По инициативе Президента Алматинского Университета менеджмента Асылбека Кожахметова для студентов создана программа «сервис- ленинг» (служение обществу), по которой студенты работают в домах престарелых, оказывают помощь старикам, инвалидам и т.п.

Наша организация «Аман-саулык» 3 года проводит социологические опросы по вопросам общественного здоровья силами студентов-волонтеров этого университета на темы питания, курения, репродуктивного здоровья и т.д. с последующим освещением результатов социологических исследований в СМИ посредством пресс-конференций. В начале этой недели, 2 апреля 2018г., ко мне обратилась группа студентов-первокурсников этого университета с инициативой организовать для них курсы по оказанию первой доврачебной помощи в различных ситуациях. Руководитель Управления здравоохранения г.Алматы г-н Мусинов С.Р. и президент ALMA U дали свое «добро» и мы попробуем реализовать такой совместный пилотный проект, который, в случае удачного выполнения, можно осуществить в масштабах страны. Т.е. это курсы само и взаимопомощи, чем-то напоминающие курсы гражданской обороны в советский период. Принимая во внимание, что у нас только на дорогах в результате ДТП погибает более 3,500 людей, и с учетом нашей большой территории и низкой плотности, специализированная медицинская помощь может запаздывать, в то время как счет идет на минуты, то эта проблема является очень актуальной. Смерть от травматизма и стихийных бедствий была бы во многом предотвратима, если бы любой гражданин, оказавшийся рядом был бы обучен азам оказания первой доврачебной помощи еще в стенах учебных заведений.

Волнует то, что потенциал НПО не используется должным образом. На сегодня существуют 7 основных факторов, неблагоприятно влияющих на развитие неправительственного сектора на уровне законов, из которых я хочу обратить сейчас внимание только на 2, чтобы не занимать время.

1.Сложный порядок регистрации НКО по сравнению с субъектами предпринимательства. Официальный срок регистрации НКО составляет 10 рабочих дней, в то время как субъекты малого предпринимательства (СМП) должны быть зарегистрированы за один рабочий день, или путем заполнения заявления на веб-портале электронного правительства Казахстана, в течение 10—15 минут. Кроме того, регистрационный сбор, взимаемый за регистрацию НКО, остается высоким по сравнению со сбором, взимаемым за регистрацию СМП. Так, сбор за регистрацию СМП составляет 2 МРП, а для НКО составляет 6.5 МРП.

2.Проблемы государственного финансирования НКО. По- прежнему основными проблемами остаются недостаточная прозрачность конкурсов ГСЗ, неадекватное формулирование тематики ГСЗ, отбор проектов по ценовому критерию и возможность демпинга в размере 50%.

Недаром казахи говорят: «Үш байлықтың бірі — денсаулық». Но здоровье – это не только медицинские услуги, а целый социально-экономический и даже культурный комплекс. И зависит здоровье не только от врачей. Это дело каждого гражданина в отдельности, а также государства и общества в целом. И отвечать за него должно не только МЗ РК, но и другие государственные структуры, что требует межведомственной координации в деле защиты прав граждан на здоровье. Например. Одной из многочисленных причин бесплодия у взрослых может быть не только аборт, имевший место в юности, но и перенесенный воспалительный процесс в детстве как результат переохлаждения из-за отсутствия теплых туалетов в сельской школе. И таких примеров, вызывающих нездоровье, много.

Медицинские работники должны заниматься своим прямым делом – оказанием медицинских услуг, которые являются только частью очень большой и важной системы здравоохранения. Важным партнером в деле охраны общественного здоровья может и должен стать гражданский сектор, и для эффективной реализации стратегической программы развития системы здравоохранения необходимо активнее и шире использовать потенциал НПО.

Факторы, неблагоприятно влияющие на развитие неправительственного сектора в Республике Казахстан

Несмотря на то, что в Казахстане создано достаточно благоприятное правовое регулирование деятельности НКО, в законодательстве остается ряд проблемных положений, не соответствующих международному законодательству и обязательствам Казахстана, таких как:

1. Запрет на незарегистрированные общественные объединения. В Казахстане существует запрет на деятельность незарегистрированных общественных объединений в законе «Об общественных объединениях» (статья 5), за нарушение которого предусмотрена административная ответственность для руководителей и участников таких объединений. Необходимо отметить, что запрет на незарегистрированные общественные объединения напрямую нарушает нормы Всеобщей декларации прав человека (статья 20), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) (статья 8), а также Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) (статья 22). Отмена этих норм будет способствовать приведению законодательства Казахстана в соответствие с его международными обязательствами.

2. Административная и уголовная ответственность руководителей и членов ОО за нарушение законодательства об общественных объединениях. Статья 489 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за любое нарушение законодательства об общественных объединениях. Уголовный кодекс Республики Казахстан предусматривает особенную уголовную ответственность для руководителей и членов общественных объединений за «воспрепятствование законной деятельности государственных органов или присвоение функций государственных органов или их должностных лиц. Кроме того, Уголовный кодекс содержит еще ряд статей, необоснованно выделяющий лидеров общественных объединений как потенциальных нарушителей. В Казахстане НКО, а именно, лидеры и участники общественных объединений, являются специальным субъектом уголовного и административного законодательства. В законодательстве предусмотрены статьи, направленные исключительно против общественных объединений, их лидеров (руководителей и членов) и участников. При этом не ясны мотивы, побудившие выделить лидеров общественных объединений среди других лиц как более опасных в организации экстремистских или террористических групп, или распространении информации, разжигании социальной или национальной розни, или совершении любых других преступлений, указанных выше. Общественные объединения и их лидеры не имеют никаких специальных полномочий или ресурсов, чтобы стать более мощными по сравнению, например, с состоятельными частными лицами, бизнесменами или политиками. Поэтому данный подход, несомненно, не соответствует лучшей международной практике, которая призывает отказаться от дискриминации в отношении руководителей и членов НКО.

3. Территориальное ограничение деятельности общественных объединений. Для регистрации общественного объединения с региональным статусом необходимо создать филиалы в более чем одной области, а для регистрации республиканского общественного объединения, которое имеет право осуществлять деятельность на всей территории Казахстана, необходимо создать филиалы более чем в восьми областях, что делает регистрацию общественного объединения с республиканским и региональным статусом чрезвычайно сложной. Регистрация общественного объединения местного уровня не позволяет его членам осуществлять свою деятельность за пределами города или района, в котором оно было зарегистрировано. На практике, такое ограничение по территории регистрации невозможно системно проверить и обеспечить, но в этом и отсутствует необходимость. На практике, большинство общественных объединений осуществляют деятельность на территории всей республики (например, участвуют в мероприятиях, проводимых по всей территории Казахстана). Все общественные объединения должны иметь право осуществлять деятельность на всей территории Казахстана, как и другие юридические лица. Необходимо устранить из Закона «Об общественных объединениях» (статья 7) особенности регистрации общественных объединений в связи с разным территориальным статусом и устранить ограничения по территории деятельности для местных, республиканских и региональных общественных объединений.

4. Отчетность для получателей иностранного финансирования. Введение новой отчетности в 2016 году не соответствует международным стандартам и носит явно дискриминационный характер, так как его формулировки подразумевают направленность этого требования исключительно на НКО и на физические лица, связанные с НКО. При этом, разработчики не опирались на результаты исследований, статистику, подтверждающие необходимость введения этого вида отчетности в таком виде. Эта отчетность ведете к нерациональному расходованию государственных ресурсов (зачем перегружать административную систему государства контролем за мелочью (сделки на сумму более 1 тенге)? Также имеют место отсутствие четких формулировок, практически не ограниченный круг субъектов и объектов, а также высокие штрафы. Дублирование информации, которую НПО и так предоставляют в рамках других видов отчетности, а также дублирование функций других гос.органов по надзору за иностранным финансированием.

5. Сложный порядок регистрации НКО по сравнению с субъектами предпринимательства. Официальный срок регистрации НКО составляет 10 рабочих дней, в то время как субъекты малого предпринимательства (СМП) должны быть зарегистрированы за один рабочий день, или путем заполнения заявления на веб-портале электронного правительства Казахстана, в течение 10—15 минут. Кроме того, регистрационный сбор, взимаемый за регистрацию НКО, остается высоким по сравнению со сбором, взимаемым за регистрацию СМП. Так, сбор за регистрацию СМП составляет 2 МРП, а для НКО составляет 6.5 МРП. В связи с этим, рекомендуется упростить порядок регистрации НКО и привести его в соответствие с процедурой, применяемой к СМП.

6. Процедура добровольной ликвидации для НКО является сложной и дорогостоящей, в результате чего в Казахстане существуют тысячи бездействующих организаций. В виду отсутствия штата и деятельности, многие НКО нарушают требования сдачи налоговой отчетности, которые существуют даже в случае, когда НКО не ведет никакой деятельности. Не сдача отчетности порождает административную ответственность для руководителей таких организаций, которые в свою очередь, не проводят ликвидации НКО ввиду боязни личной ответственности в виде уплаты накопившихся штрафов. В результате на бумаге существуют сотни НКО, которые не осуществляют деятельности. Исправить ситуацию можно путем упрощения процедуры ликвидации НКО, а также проведения единоразовой амнистии для руководителей НКО, и освобождения их от административной ответственности за нарушение порядка сдачи отчетов, при отсутствии у НКО задолженностей перед бюджетом.

7. Проблемы государственного финансирования НКО. По-прежнему основными проблемами остаются недостаточная прозрачность конкурсов ГСЗ, неадекватное формулирование тематики ГСЗ, отбор проектов по ценовому критерию и возможность демпинга в размере 50%.


Уважаемые посетители!

В связи с техническими особенностями сайта Ваши комментарии иногда могут запаздывать с публикацией. Благодарим за понимание!

Для нас ценно Ваше мнение!

Деятельность фонда


вопросы и пожелания

подписка на новости