Главная » Деятельность фонда » Осужденные » Исследования и публикации » Эксперты выяснили, какие рекомендации Нацплана действий в области прав человека Казахстан не выполнил

Эксперты выяснили, какие рекомендации Нацплана действий в области прав человека Казахстан не выполнил

Здесь представлены выдержки из обзора по оценке выполнения рекомендаций Национального плана действий в области прав человека в РК за 2009—2012 годы.

СКАЧАТЬ весь обзор (479 Кб,doc)

На этой странице:

- Права осужденных
- Права на свободу от пыток

Обзор составлен по 11-ти разделам Национального плана в области прав человека в республике Казахстан на базе анализа, проведенного экспертами в рамках партнерского проекта «Мониторинг исполнения Республикой Казахстан Национального плана действий в области прав человека на 2009—2012 гг.», реализуемого Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ), Международного центра журналистики MediaNet и Центра исследований правовой политики LPRC при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данного обзора является предметом ответственности исполнителей проекта и не отражает точку зрения Европейского Союза.

Раздел «Права осужденных»

По данному разделу был разработан ряд мероприятий на 2009 – 2012 годы направленных на обеспечение прав осужденных.

1. Комплектовать учреждения уголовно-исполнительной системы компетентными и квалифицированными кадрами.
С формальной стороны работа по подготовке специалистов для УИС в Казахстане проводится. Однако низкая эффективность воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе, не профессионализм начальников отрядов и других ответственных лиц пенитенциарной системы указывают на серьезные проблемы в подготовке кадров для работы с осужденными. В Концепции развития УИС МВД РК не обозначены приоритеты на практико-ориентированное обучение сотрудников, специалистов УИС, учитывающие рекомендации международных стандартов в сфере уголовного правосудия, национальные, культурно-исторические и ментальные традиции и имеющиеся экономические возможности в РК. С момента принятия Нацплана в части подготовки специалистов не предпринято ничего принципиально нового способствующего улучшению ситуации с подготовкой кадров.

Рекомендация не выполнена

2. В соответствие с Национальным планом было обозначено создание организационно-правовых условий для расширения практики применения судами альтернативных лишению свободы видов уголовного наказания.

Разработанный КУИС МВД РК законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам службы пробации» отправленный в Парламент можно рассматривать как начало работы в направлении реализации данной рекомендации. Однако учитывая, что в данном законопроекте не учтены рекомендации национальных и международных экспертов, а также не определенность со сроками реализации заложенных в закон норм считать эту рекомендацию реализованной нельзя. Рекомендация не выполнена

3. Обеспечить безопасные и достойные условия содержания осужденных в местах лишения свободы. Продолжить строительство необходимого количества учреждений, отвечающих минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. 

Рекомендация не выполнена

4. Министерству юстиции совместно с Комитетом уголовно-исполнительной системой и РГП «Енбек» было поручено принять необходимые меры по увеличению рабочих мест для осужденных, отбывающих наказание, что будет способствовать своевременному погашению исков и реализации права на УДО.

С учетом роста численности работающих на оплачиваемых работах за год почти на 10% можно говорить, пусть и медленной реализации этого пункта Нацплана.

Рекомендация выполнена частично.

5. Национальный план предусматривает разработку государственной программы, направленной на повышение уровня информированности и правовой грамотности по вопросам условно-досрочного освобождения осужденных и сотрудников исправительных учреждений.

Рекомендация не выполнена.

6. Разработать четкие критерии оценки исправления осужденного – встал на путь исправления, твердо встал на путь исправления, доказал исправление.

Рекомендация не выполнена

7. Законодательно закрепить порядок предоставления осужденным квалифицированной юридической помощи.

Рекомендация не выполнена.

8. Исправительные учреждения и следственные изоляторы должны быть максимально открыты для контроля со стороны институтов гражданского общества. Деятельность правоохранительных органов, администраций исправительных учреждений, следственных изоляторов должна быть известна общественности. Закрытость этих организаций идеальным образом способствует применению пыток и насилия.

В плане реализации данной рекомендации в части обеспечения общественного мониторинга закрытых учреждений, можно рассматривать внесение статей (50, 51) регламентирующих порядок создания и деятельности ОНК в закон «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества». Этому же способствует Постановление Правительства от 24.06.2011 утверждены «Правила образования общественных наблюдательных комиссий областей, городов республиканского значения и столицы для осуществления общественного контроля в специальных учреждениях».

Однако, несмотря на то, что члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) с 2004 года имеют возможность периодически посещать следственные изоляторы и исправительные учреждения, говорить о создании полноценного общественного контроля со стороны гражданского общества за ситуацией в местах лишения свободы пока не представляется возможным.

Рекомендация выполнена частично.

9. До принятия отдельного Закона «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания» Национальным планом предусмотрено законодательно предоставить общественным наблюдательным комиссиям право на внезапное посещение изоляторов временного содержания для осуществления мониторинга соблюдения исправительных учреждений и следственных изоляторов, прав человека.

10. Комиссии по правам человека при Президенте Республики Казахстан и Министерству юстиции принять необходимые меры по свободному посещению членов Общественных наблюдательных комиссии исправительные учреждения и следственные изоляторы.

Данные рекомендации Нацплана были проигнорированы разработчиками закона о внесении дополнений в закон «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества» и Постановления Правительства «Об утверждении правил образования общественных наблюдательных комиссий областей, городов республиканского значения и столицы для осуществления общественного контроля в специальных учреждениях». Норма о праве ОНК на внезапные посещения исправительных учреждений не были включены в новые статьи и поэтому данная рекомендация Нацплана  

не выполнена.

11. Создать Центры по адаптации лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы, так как современные условия содержания их в уголовно-исполнительных учреждениях Казахстана наносят определенный урон физическому и психическому здоровью человека, зачастую неспособного длительное время включиться в нормальную жизнь общества.

Рекомендация не выполнена. 

Более того единственный Центр адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, существующий более 10-ти лет в Павлодаре в настоящее время под угрозой закрытия.

12. Министерству юстиции Республики Казахстан было поручено принять меры по недопущению впредь нарушений имущественных и социальных прав несовершеннолетних, содержащихся в исправительных учреждениях Комитета уголовно-исполнительной системы.

Рекомендация не выполнена.

Из 12-ти рекомендаций частично выполнены 2. Этого явно недостаточно, чтобы говорить о каких-то принципиальных изменениях в части соблюдения прав осужденных в местах лишения свободы. Общая ситуация осталась прежней а это означает, что результативность реализации данного раздела Нацплана минимальная. 

СКАЧАТЬ экспертное заключение по правам осужденных (314 Кб, pdf)

 

Раздел «Право на свободу от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания»

Мероприятия, содержащиеся в Нацплане про линии предотвращения пыток, в целом направлены на выполнение рекомендаций Комитета ООН против пыток, специального докладчика ООН против пыток и рекомендаций гражданского общества и международных организаций. Однако, по мнению эксперта, реализация этих мероприятий носит несистемный и непоследовательный характер.

1. Подготовить и принять постановление Правительства РК о реализации рекомендаций Комитета ООН против пыток.

Такое постановление было принято 4 февраля 2010. Постановление «О Плане мероприятий Правительства РК по реализации рекомендаций Комитета ООН против пыток на 2010—2012 года» содержало план мероприятий из 19 задач. Практически все рекомендации Комитета ООН против пыток (2008г.) нашли отражение этом плане. Следует отметить, что мероприятия, касающиеся реформирования законодательства во многом реализованы. Однако существенно повлиять на правоприменительную практику это не смогло.

Рекомендация выполнена.

2. Проведение международной конференции по обсуждению рекомендаций Комитета ООН против пыток по результатам рассмотрения доклада Республики Казахстан о выполнении Конвенции против пыток и возможных моделей национальных превентивных механизмов предотвращения пыток, создание которых в течение года предусмотрено Факультативным протоколом к Конвенции против пыток.

В течение 2009 – 2010 года состоялось несколько мероприятий по вопросам создания НПМ, которые были организованы по инициативе и финансовой поддержке неправительственных и международных организаций, где государственные органы выступили партнерами.

В рамках реализации Нацплана каждые полгода при Генеральной прокуратуре проходят заседания координационного совета правоохранительных органов, на которых рассматриваются вопросы реализации рекомендаций Комитета ООН против пыток.

Рекомендация выполнена.

3. Разработать законодательные предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство Республики Казахстан, в том числе по приведению определения «пытки» в соответствие со ст.1 Конвенции против пыток, гарантиям соблюдения всех прав задержанных с момента задержания, обеспечению эффективных средств правовой защиты лиц, которым угрожает выдворение, депортация, высылка или выдача.

Законом РК от 18.01.11 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» ст. 347—1 УК РК (пытки) исключена.

Глава 3 «Преступления против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина» Уголовного Кодекса РК дополнена статьей 141—1, предусматривающей ответственность за применение пыток. Определение пытки в ст. 141—1 более приближено к определению, данному в ст. 1 Конвенции против пыток.

Теперь ответственность должностных лиц может заключаться не только в активных действиях, но и в подстрекательстве, в молчаливом согласии или же в заведомом бездействии. Однако степень наказания за пытки все также не отвечает международным обязательствам Казахстана. Рекомендация Комитета ООН против пыток о том, что государству – участнику следует обеспечить, чтобы акты пыток не квалифицировались как преступления малой или средней тяжести и чтобы за них выносились соответствующие приговоры, осталась невыполненной.

Рекомендация выполнена частично.

4. Разработка законодательных предложений (проекта Закона) по созданию национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток.

В июне 2010 года Министерство юстиции разработало отдельный законопроект о НПМ, однако, позднее его обсуждение прекратилось. Параллельно представители гражданского общества разработали и представили два альтернативных законопроекта о НПМ. В данный момент государство работает над законопроектом.

Формально данная рекомендация выполнена.

5. Разработать проект Закона по приведению института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в соответствие с Парижскими принципами относительно национальных учреждений по правам человека.

Предполагалось, что в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения деятельности уполномоченного по правам человека» в конце 2011 года эта рекомендация получит свое отражение на уровне внесения отдельных дополнений и изменений в соответствующие законы. Однако представители гражданского общества настаивают на принятии отдельного закона, как того требуют Парижские принципы.

Пока что данная рекомендация не выполнена

6  Разработка инструктивного и методического материала для сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарной системы, общественных мониторов, касающегося деятельности национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток.

Нет информации.

7. Обсуждение проектов законов по созданию национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток и приведению института Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена) в соответствие с Парижскими принципами относительно национальных учреждений по правам человека с проведением круглого стола (конференции)

В начале 2010 года при Министерстве юстиции РК была создана Рабочая группа по разработке и обсуждению закона «Об НПМ», в нее входили представители государственных органов, представители гражданского общества и международных организаций. Министерство юстиции РК для обсуждения предложило законопроект о внесении дополнений и изменений в целый ряд законодательных актов. Однако Коалиция против пыток, международные организации, а также Специальный докладчик ООН по вопросу пыток заявили о необходимости разработки отдельного закона о НПМ.

В июне 2010 года Министерство юстиции разработало отдельный законопроект о НПМ, однако, позднее его обсуждение прекратилось. Параллельно представители гражданского общества разработали и представили два альтернативных законопроекта о НПМ. Все это выразилось в проведении различных мероприятий по обсуждению указанных законопроектов.

Рекомендация выполнена.

8. Создание национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток в соответствии с обязательствами Республики Казахстан по Факультативному протоколу к Конвенции против пыток.

Рекомендация не выполнена

9. Осуществление комплексного обучения сотрудников правоохранительных органов, пенитенциарной системы, прокуратуры, судебных органов, общественных мониторов в рамках национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток международным стандартам и процедурам защиты от пыток.

Рекомендация не выполнена.

10. Проведение широкой разъяснительной кампании по разъяснению порядка создания и принципов деятельности национальных превентивных механизмов по предупреждению пыток.

Рекомендация не выполнена.

В рамках данного раздела Нацплана правительством РК был принят специальный план предусматривающий реализацию 19 задач в области предотвращения пыток. В этом плане нашли свое отражение практически все рекомендации Комитета ООН против пыток (2008) Именно в рамках этой работы были сделаны определенные шаги в части реформирования законодательства. Однако изменения в законодательстве никак не нашли своего отражения в реальной жизни – существенных изменений в правоприменительной практике не произошло, пытки в Казахстане продолжают оставаться серьезной проблемой.

Скачать экспертное заключение по правам против пыток (517 Кб, doc)


Уважаемые посетители!

В связи с техническими особенностями сайта Ваши комментарии иногда могут запаздывать с публикацией. Благодарим за понимание!

Для нас ценно Ваше мнение!

Деятельность фонда


вопросы и пожелания

подписка на новости