Главная » Деятельность фонда » Психическое здоровье » Исследования и публикации » Сексуальное воспитание и планирование семьи: разговоры с воспитателями детского дома и интернатов в Алматы

Сексуальное воспитание и планирование семьи: разговоры с воспитателями детского дома и интернатов в Алматы

ОФ «Аман-саулык» совместно с Казахстанской ассоциацией по половому и репродуктивному здоровью при поддержке ОФ «Бота» проводит тренинги по вопросам планирования семьи для воспитателей и педагогов детского дома №1 и интернатов №8 и 9 в Алматы.

Оксана Гулак, психоаналитик, ассоциированный член Европейской федерации психоаналитической психотерапии: Чувствительная для всех нас тема особенно щепетильной оказалась для многих из тех, кто работает в этих государственных учреждениях. На вопрос о том, говорить или нет с подростками о сексуальности, методах контрацепции мы услышали противоречивые мнения. Этого и следовало ожидать.

Разные коллективы воспитателей и педагогов по-разному воспринимали эту тему
Некоторым, по их признанию было непонятно, зачем нужно говорить о сексуальности, другие опасались за растление нравов молодежи, но были и такие, которые облегченно вздохнули, когда мы открыто поговорили о трудностях, связанных с обсуждением деликатных вопросов с детьми.

Каждый из нас за плечами имеет свой собственный опыт и набор чувств по отношению к теме секса, планирования семьи и использования контрацепции. Именно этим багажом определяется наше отношение к сексуальности, именно это чувствуют и воспринимают дети.

В семье могут не говорить об интимных отношениях, но дети в любом случае уловят общую атмосферу
Дети хорошо понимают общие, «витающие» в воздухе чувства родителей и их мысли о том, хорошо ЭТО или плохо. То же самое применимо и к детям, которые лишены родителей. В госучреждении «мамы» (воспитателей взрослые и малые дети в детском доме и интернате называют «мамой»), которые могут говорить, а могут и не говорить о сексуальности. Но дети все равно воспримут отношение взрослых к вопросам репродуктивного здоровья и интимных отношений. И не важно, обсуждают эти темы или нет.

Если о сексуальности не говорят открыто, тогда дети строят фантазии, находят информацию, которая чаще всего далека от действительности.

Одни из основных вопросов, которые мы затрагивали во время тренингов:

Когда и что говорить?
Говорить нужно тогда, когда возникают вопросы. Как правило, они появляются в возрасте 2—3 лет. НО здесь главным правилом будет то, что мы всегда должны говорить с детьми о вопросах сексуальности на их языке, на их уровне: для детей 5—6 лет и для тех, кому 10 лет мы будем использовать разный язык.

О том, что важно знать детям на том или ином уровне развития очень подробно отображено в Стандартах сексуального образования. Правда, эти стандарты разработаны для стран Европы, но в любом случае для нас это очень хороший ориентир.

Не спровоцируют ли разговоры о сексуальности, репродуктивном здоровье растление нравов, выход за пределы дозволенного, не травмируют ли детей?
И практики и теоретики одновременно утверждают: Нет, если соблюдены условия, указанные выше: говорить на языке ребенка младшем возрасте), если сами взрослые, раскрывающие эту тему, признают сексуальность и ее проявления, как нормальную и важную часть жизни человека. Также важно знать, что тела родителей и знакомых ни в коем случае не должны становиться анатомическим атласом. Познавать тело и его функции позволяют книги, брошюры и специальные видео фильмы.

Информирован – значит вооружен! – об этом нам, родителям и воспитателям важно помнить особенно тогда, когда подростки предпринимают первые шаги в сексуальном опыте. Мы не может отгородить нынешних подростков от секса, но в наших силах через информирование помочь предотвратить нежелательные последствия небезопасных отношений: инфекции, передающиеся половым путем, нежелательную беременность и психологическую травму.

Что делать с теми детьми, которые и без того сексуализированы, которым тяжело сдерживать проявления сексуальности примеру, дети с задержкой психического развития)?
Как родителям, так и воспитателям важно знать, что в этом случае, мы не можем ни закрыть глаза на проявления сексуальности, ни подавлять их. В последнем случае через ругань и укоры мы серьезно рискуем тем, что  инстинктивные влечения все равно выйдут на поверхность, но уже в другом, патологическом виде: в виде агрессии, насилия, навязчивости, депрессии и пр.

Поэтому нам важно создавать «каналы», по которым сексуальность может проявляться без нанесения ущерба моральным принципам. К примеру, во Франции для детей, которые не контролируют свои сексуальные импульсы примеру, дети-аутисты), в специальной дневной школе создают интимные комнаты, куда дети могут заходить по одному и снимать неконтролируемое возбуждение через мастурбацию. Почему бы не продумать подобный механизм и в наших интернатах для детей с ЗПР, для тех из них, кто в силу своего психического здоровья не в состоянии контролировать сексуальное возбуждение?

материалы по теме


Уважаемые посетители!

В связи с техническими особенностями сайта Ваши комментарии иногда могут запаздывать с публикацией. Благодарим за понимание!

Для нас ценно Ваше мнение!

Деятельность фонда


вопросы и пожелания

подписка на новости